Саровская пустынь
Прохор Мошнин, будущий преподобный Серафим Саровский, пришел в обитель в 1778 году по благословению киевского затворника Досифея во время правления строителя о. Пахомия. Семь лет проходил различные послушания: в хлебне, просфорне, столярное, сборщика пожертвований.
В 1780 году Прохор тяжело заболел и был прикован к постели в течение трех лет. Когда стали уже опасаться за его жизнь и предлагали пригласить врача, Прохор попросил причастить его Святых Христовых Тайн. После совершения таинства к нему явилась Пресвятая Богородица с апостолами Иоанном Богословом и Петром и, указывая на Прохора, произнесла: «Этот Нашего рода!» После этого события Прохор пошел на поправку и вскоре выздоровел.
Болезнь принесла будущему подвижнику много душевной пользы: дух его окреп в вере, любви и надежде на Бога.
В 1786 году Прохор был пострижен в монахи с именем Серафим, что значит «пламенный». В этом же году он был рукоположен в иеродиаконы и пять лет почти беспрерывно находился в служении, забывая о сне и пище. В это время о. Серафим получил наказ-просьбу от основательницы Дивеевского монастыря матушки Александры (Мельгуновой) не оставлять ее обители и заботиться о ее насельницах. Эту просьбу батюшка исполнял неукоснительно до своей смерти. Сам он посетил Дивеевский монастырь лишь два раза в жизни.
Во время диаконского служения о. Серафиму было явление Самого Господа Иисуса Христа, благословившего будущего преподобного.
В 1793 году о. Серафим был рукоположен в сан иеромонаха, в течение долгого времени служил почти беспрерывно, ежедневно приобщаясь Святых Христовых Тайн. Тогда у о. Серафима появилось желание поселиться в лесной келлии и вести жизнь отшельника. Это намерение осуществилось после смерти настоятеля отца Пахомия при следующем строителе обители иеромонахе Исаии.
В 1794 году батюшка Серафим удалился в Дальнюю пустыньку.
В продолжение всего подвижничества о. Серафим носил постоянно одну и ту же одежду: белый полотняный балахон, поношенную камилавку, кожаные рукавицы и кожаные бахилы, поверх которых надевал лапти. На груди поверх балахона у батюшки висел крест, которым благословила его родная мать, за спиной — сумка со Святым Евангелием, на плечах — вериги с тяжелыми крестами, на поясе — железный обруч. Эти вериги старец носил во все время своего пустынножительства.
Иногда зимой о. Серафим не отапливал келлию и добровольно переносил холод, летом возделывал огород, овощами с которого питался.
Поначалу о. Серафим брал хлеб в монастыре по воскресным дням на всю неделю, в дальнейшем он отказался от хлеба и питался одними овощами со своего огорода и травой снытью.
старца и жестоко, чуть не до смерти, избили его, требуя денег и богатств. После этого случая батюшка навсегда остался согбенным, но обидчиков простил сразу же и молился о них Господу.
После смерти настоятеля Исаии в 1807 году о. Серафим принял на себя еще больший подвиг — молчальничество, который нес в течение трех лет. Сущность этого подвига состояла не в наружном удалении от общения, а в безмолвии ума, в отречении от всяких житейских помыслов для посвящения себя Господу. Подвиг молчальничества о. Серафим усугубил молитвенным стоянием на камне в течение тысячи дней и ночей. От этого ноги его стали болеть и распухли, так что он не мог уже ходить по воскресным и праздничным дням в обитель для принятия Святых Тайн и вынужден был в 1810 году вернуться в монастырь. Здесь батюшка Серафим возымел новый духовный подвиг — затворничество и провел в нем около пяти лет.