Принятие устава и приобретение земель

Вскоре после освящения первой церкви иеромонах Иоанн занялся устройством внутренней жизни обители. В 1706 году первостроитель составил монастырский Устав, который опирался на общежительные правила святителя Василия Великого, Студийский Устав, Устав церковный и Номоканон, заимствуя некоторые положе­ния из древних русских монастырей.

Так, Устав предусматривал иметь «...целомудренное житие, непрестанную молитву, пост нелицемерный, в нищете благодушие, во всем благорассудное воздержание и царицу добродетелей — рассуждение. Монахам быть в послушании учению и Преданию Православной Церкви. Развратников отвергать.

...В первую неделю Великого поста творить непрес­танно днем и ночью пение по чину обители неусыпающих, не пускать в обитель женщин...»

В основу монашеского общежития была положена общность всего имущества. Все вклады в монастырь, собственность поступающих в него монахов обобщест­влялись, личная собственность отвергалась. Трапеза была также общая, в келлиях монахи не держали никакой еды. Вся монастырская братия имела послушание настоятелю беспрекословное. При этом настоятель совершенно урав­нивался со всеми в одежде и пище. «В молитвах же, бдении и трудах, он везде должен быть первым». Согласно Уставу настоятеля пустыни следовало избирать преимущественно из своих постриженников. Это обеспечивало преемствен­ность в управлении монастырем и следование традициям. Устав предусматривал и обязательное страннолюбие: каж­дого приходящего в обитель богомольца, независимо от его положения и звания, кормили за общей трапезой. Уставом определялся также чин богослужения и молитвенного пра­вила. Церковное пение было установлено древнего образца — столповое, знаменного распева. Песнопения, звучавшие в Саровских храмах, записывались не нотами, а крюками и ис­полнялись в унисон. Некоторые богомольцы так описывали свои впечатления от пения:

«Пели очень громко, прямо кричали. Напевы были древ­ние, совершенно особые, протяжные, напоминавшие ветер, который гулял и шумел по обширному Саровскому лесу».

Со временем слава о строгости Саровского Устава и о праведности жизни монахов Саровской пустыни распро­странилась далеко за пределы монастыря. С 1714 по 1873 год настоятелями в другие монастыри был взят 41 монах из Сарова. Многие из них устанавливали во вверенных им обителях Уставы, аналогичные Саровскому. В числе монастырей, перенявших Саровский Устав, были Санаксарский, Флорищева и Высокогорская пустыни, Валаамский монастырь и многие другие.

В 1897 году Устав Саровской пустыни был напечатан отдельным изданием.

Проект Устава был подан для утверждения Преосвя­щенному Стефану, митрополиту Рязанскому и Муромско­му. Рассмотрев его, Преосвященный Стефан дал утверди­тельную грамоту, сопроводив ее стихами.